Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?
- Свое имя, фамилию, отчество.
- Свой возраст, дату рождения.
- Свой домашний адрес.
- Свой город и его главные достопримечательности.
- Страну, в которой живет.
- Фамилию, имя, отчество родителей.
- Времена года, (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
- Домашних животных и их детенышей.
- Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
- Транспорт наземный, водный, воздушный.
- Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
- Знать, уметь рассказывать русские народные сказки.
- Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх – низ и т.д.)
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запоминать и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
- Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контору предмет).
- Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
Создание у ребенка положительного отношения к школе
- Экскурсии с ребенком в школу.
- Встреча и знакомство с учителями.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
- Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы. Организация книжного уголка для ребенка.
- Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
- Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
- Участие и детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
НИКОГДА НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ ДЕТЕЙ ШКОЛОЙ!
10 заповедей для папы и мамы будущего первоклассника
1. Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Скажите это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду» (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки , игры, так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженное, комментируя сумму на тот или иной продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы обязательно поговорим на эту тему».
5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
6. Постоянно говорите с ребенком.
Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок почувствовал, что Вам действительно интересно.
7.Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный рефлекс никогда не иссякнет.
8.Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
9.Чаще хвалите, восхищайтесь Вашим малышом.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно. Только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если, возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – основа уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.
Психологическая готовность к школе.
Готовность к школе определяется как комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и сознательной позиции школьника. Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же достижения определенного уровня физической зрелости.
Выясните, умеет ли будущий школьник:
- заниматься одним делом в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания;
- действовать точно по образцу (срисовать простой рисунок, не заменяя деталей);
- действовать в заданном темпе и ритме без ошибок на протяжении 4-5 минут;
- хорошо ориентироваться в пространстве и на месте на листе бумаги;
- ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «сначала-потом», «одинаково-разное»;
- запоминать короткие стихотворения.
Объясните будущим первоклассникам, зачем дети ходят в школу, рассмотрите иллюстрации о школе, о школьных принадлежностях. Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного помогут детям реальнее представить свое школьное будущее. Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с другими детьми и взрослыми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем – то собеседнику или партнеру.
Консультация учителя-логопеда Ильясовой Э.В. для родителей и педагогов ДОУ «Речевая готовность детей к школе» /konsultacija_uchitelja.docx
|